Программа обучения строится на основе теоретических спецкурсов и практических занятий.

Студентам предоставляется необходимая начальная теоретическая база, закрепленная в программе, а дальнейшее обучение в ходе занятий строится на основе сложившихся интересов конкретных студентов и динамично изменяется.

Цель института «БАЗА» — создание исследовательской экспериментальной платформы, выбранная форма обучения, в частности, дает возможность приблизиться к этой цели.


 

Программа

 

Анатолий Осмоловский — «История искусства XX–XXI века»

для 1 курса

История искусства — важная дисциплина. Она не состоит только из перечисления событий и фактов художественной жизни — в ней надо уметь различать логику, тенденции развития или упадка, динамику и закономерности. В качестве базовой модели такой истории взята формалистская теория К. Гринберга. Вместе с критикующими эту концепцию истории учениками Гринберга (основателями журнала October) столпотворение художественных направлений 20 века превращается в ясную, логически выверенную картину.

Юлия Григорьева — «Онтология произведения современного искусства»

для 1 курса

Этот курс будет проходить  в диалоге с курсом Анатолия Осмоловского, теоретически обосновывая направления в искусстве и развитие критической теории. 

Виктор Мизиано — «Феноменология выставки»

для 1 и 2 курса 

Настоящий курс продолжит работу его автора по определению и описанию практики куратора современного искусства. При этом своеобразие и — как представляется — особая ценность настоящего курса состоит в том, что фокус его будет наведен не столько на кураторскую практику как таковую, сколько на ее объект и результат, т. е. на феномен выставки. И действительно, если история выставок (как и история художественных музеев и коллекционирования) является уже признанной академической дисциплиной, то определение актуального выставочного показа  — а в настоящее время это масштабная индустрия! — явно нуждается в утонении и  определении.

Отсюда для полноты и всесторонности описания современного выставочного производства он будет рассмотрен, опираясь на различные школы и методологии социокультурного анализа, в частности на структуралистский конструктивизм, акторно-сетевую теорию, визуальную антропологию, теорию эмоций и др.

Иван Новиков — «Критическая история современной живописи» 

для 1 курса

Сегодня живописное производство на первый взгляд вышло из поля актуального искусства. Но вновь и вновь появляются художники, обращающиеся к этому медиуму. Картины по прежнему составляют наибольшую часть рынка современного искусства. И практически на каждой глобальной выставке кураторы показывают живописные произведения. Но что представляет из себя современная живопись? Как она сформировалась? Каким образом художники сегодня обращаются к истории искусства? Что за идеи структурируют живописные практики сегодня?

Ян Гинзбург — «Исследования и материалы для художественных реконструкций»

Мастерская художника с приглашением гостей и практической работой.

Алек Петук — «Практические семинары по перформансу»

«В рамках семинаров мы будем готовить конкретные художественные работы, индивидуальные и/или коллективные. В основе авторского метода — поиск основного конфликта на разных уровнях: личном, художественном, повседневном,политическом и пути его разрешения.
Итоги: публичный показ работ участников и обсуждение».

Илья Гришаев — «к—дрейф»

Курс странствий о географии цифровых сред. «c—dérive» — практики сетевых прогулок, например, в руинах MMO или забытых чат-клиентах. Движение сквозь, разбор, картирование.

Программа ДИАЛОГ:Анатолий Осмоловский и Борис Клюшников 

В разработке

для 2 курса

Светлана Баскова — «Базовые основы архитектуры»

для 1 и 2 курса

Курс — это набор лекций по важным стилям и явлениям в архитектуре. Здесь не будет исторической хронологии, но будет важная информация, необходимая для работы современного художника. 

Константин Бохоров — «Новая Медиальность и стратегии сопротивления»

для 2 курса

Курс строится на утверждении Розалинды Краусс о том, что «художники наших дней, продолжающие дело подлинного авангарда и сопротивляющиеся постмедиальному состоянию китча, культивируют правила новых индивидуальных медиумов и ищут способы „тематизировать“ свои носители».

Курс представляет принципы производства постмедийных жанров современного искусства (фотография, инсталляция, перформанс, видео, компьютерное искусство и др.) и в тоже время стратегии сопротивления постмедиальности как новый авангард. Занятия строятся вокруг изучения наиболее значительных работ, проблематизирующих свою постмедиальность, и теоретических текстов, описывающих проблематику постмедиальности. В рамках курса разбираются также проекты, использующие постмедиальные принципы в соответствии с новыми объект-ориентированными теориями последних лет и обсуждается реинтерпретация теории медиа.

Дмитрий Галкин «Политические системы, особенности их становления и развития в зависимости от географических и социально-экономических условий»

В рамках курса рассматриваются идеи, оказавшие важное влияние на формирование современных представлений о становлении и функционировании политических систем. Знакомство с произведениями, в которых описывается процесс становления политических институтов и рассматриваются факторы, влияющие на ход политического процесса, предоставит возможность увидеть характерные черты политических систем современного мира. Особое внимание будет уделено анализу географических, социокультурных и экономических фактор, оказывающих влияние на формирование отдельных политических систем и предопределяющих их уникальные черты.     

Кирилл Савченков — «Трансмедиа: инсталляция и скульптура в цифровую эпоху»  

второй семестр

Цель курса: рассмотреть контекст формирования визуальных языков и художественной практики во второй половине XX–начале XXI веков. Освоение практического знания трансмедиальных подходов для формирования художественных высказывания и произведения. В процессе индивидуальных консультаций по проектами и выполнения заданий помочь студентам найти верные решения в рамках их художественной практики.

Лика Карева — «Дискуссионный клуб»  

1 и 2 курс, второй семестр

Залог успеха любой теории – краткость и ясность наших критических суждений. Во время занятий лекционная аудитория превратится в дискуссионный клуб, предметом которого станет синтез современных критических теорий. Клуб можно будет использовать как для обсуждения генеалогии актуальных идей (объектно-ориентированная эстетика, франкфуртская школа, феминистская и постколониальная критика искусства), так и для выведения субъективных симпатий и антипатий на более общий уровень.

Егор Софронов - «Эстетическая теория и письмо»

1 и 2 курс, второй семестр

Курс посвящён основам эстетической теории. Канонические тексты из истории эстетики мы внедрим в современную ситуацию. Основной целью станет вдумчивое чтение и разговор. Семинар предполагает активное взаимодействие участников и выполнение текстовых заданий. Обязательная к чтению литература будет служить совместному обсуждению.

Мы опробуем нескольких типов письма — основанных на автоматизме и случае — чтобы увидеть, как эстетическая теория работает в практическом применении в критическом письме об искусстве. Внимание будет уделено базовым навыкам работы с текстом и редактуры. 

Юлия Григорьева «Ридинг-группа»

второй семестр

Юлия Григорьева об инициативе ридинг-группы:

«Смысл группы в том, что мы на основе доступных базовых текстов теоретиков и художников пытаемся разобраться в потоке информации учебного курса, его систематизировать и связать всё в единую картину».

 

___________________________________________

Программа формируется в зависимости от конкретной группы и может меняться в ходе обучения, но лекционные курсы Анатолия Осмоловского и Константина Бохорова остаются ключевыми. Мы стремимся актуально отзываться на события современности, поэтому приглашаем к сотрудничеству молодых художников и теоретиков.  

 

 

Длительность обучения в институте «БАЗА» составляет два года. Занятия проводятся в группах по 20-25 человек вечером по будням (с 20:00 до 22:00) и в дневное время в субботу или воскресенье. Стоимость обучения составляет 90 000 рублей в год, оплата производится перед началом каждого семестра.