Программа обучения строится на основе теоретических спецкурсов и практических занятий.

Студентам предлагается необходимая теоретическая база, закрепленная в программе, а дальнейшее обучение строится на основе сложившихся интересов конкретных студентов в ходе занятий и постоянно корректируется.

Цель института — создание исследовательской экспериментальной платформы, и такая форма обучения, в частности, дает возможность приблизиться к этой цели.


 

Преподаватели


Анатолий Осмоловский 23/24

Художник, куратор, теоретик искусства, главный редактор журнала «База». Родился в 1969 году в Москве, с 1987 по 1988 – член литературной группы «Вертеп», 1988-1990 – член литературно-критической группы «Министерство ПРО СССР», 1990-92 – лидер движения Э. Т. И. (Экспроприация территории искусства), с 1993 – редактор журнала «Радек», 1993-1994 – координатор революционной конкурирующей программы «Нецезюдик», 1995 – стипендиат Сената г. Берлина и Kunstlerhaus Bethanien, 2007 – лауреат Премии Кандинского в номинации «Художник года».


Лера Конончук 23/24

Куратор, преподавательница, исследовательница современной культуры и искусства. Старший научный сотрудник фонда V-A-C и Дома культуры «ГЭС-2». Ментор «Открытых студий» Винзавода.  Тексты выходили в «Синем диване», «Художественном журнале», aroundart.org, SPECTATE и на других ресурсах.


Иван Новиков 23/24

Художник, исследователь и куратор. Родился в 1990, Москва, Россия. Живет и работает в Москве и Хуэ, Вьетнам. Выпускник МГАХИ им. В. И. Сурикова и Института современного искусства «БАЗА». Со-основатель пространства «Центр Красный» в Москве. Член редакционного совета «Художественного Журнала». Заведующий кафедрой живописи института «БАЗА». Номинант премии Кандинского (2015), финалист премии «Инновация» (2016).


Диана Шлиман 23/24

Мультидисциплинарная художница из Новороссийска. Закончила институт современного искусства «База», а также обучалась в Университете Культуры и искусств в Краснодаре. Была резиденткой Vyksa Air, Выкса в 2022. Принимала участие в фестивале современного искусства на Северном Кавказе «Аланика» и Cosmoscow 2022. В прошлом была преподавателем креативного мышления и куратором мастерской иллюстрации в Летней школе. Живет и работает в Москве.


Кирилл Алексеев 23/24

Искусствовед, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, хранитель отдела новейших течений 2006-2012. Руководитель образовательных программ Музеев Москвы 2016-2018. Куратор выставочных программ, специалист по рынкам искусства. Доцент РГГУ.


Роман Шалганов 23/24

Преподаватель философии, куратор, художник, исследователь, магистр философии РГГУ и Paris 8, аспирант Философского факультета РГГУ. Сфера научных интересов: постфеноменология, структуралистский марксизм, теория искусства, постконцептуальное искусство


Константин Бохоров 23/24

Искусствовед, исследователь художественного перформанса и новых медиа, куратор Центра современной культуры «МедиаАртЛаб», член МСХ и AICA, кандидат культурологии. Родился в 1961 году, окончил Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по специальности «Искусствоведение». Автор статей в «Художественном журнале» и других изданиях, читал лекции в Институте проблем современного искусства (Москва), Уральском государственном университете (Екатеринбург), Институте «Про Арте» (Санкт-петербург) и др.


Арсений Жиляев 23/24

Художник, живет в Венеции. Его проекты размышляют о возможных будущих историях искусства, используя музей в качестве медиума. Жиляев играет роли в Институте Освоения Времени и Институте Космоса, следя за отражениями Музея Музеев в лагуне. Художник публикует статьи в журналах e-flux, http://Colta.ru , http://Artguide.ru.

Редактор антологии Avant-Garde Museology (e-flux, University of Minnesota Press, V-a-c Press, 2015), соучредитель Института освоения времени (совместно с Асей Володиной) и Института космоса (совместно с Антон Видокле), основатель Музея музеев в Венеции и член редколлегии журнала «Художественный журнал». Жиляев читал лекции и мастер-классы в MoMA, Brooklyn Museum, Bard Graduate Center, CUNY (Нью-Йорк); Тейт Модерн, Уайтчепел (Лондон); Принстонский университет (Нью-Джерси); Московский государственный университет, Российский государственный гуманитарный университет, Высшая школа экономики (Москва). Он является профессором NABA (Nuova Accademia di Belle Arti) в Милане. Работы художника находятся в коллекциях Тейт Модерн (Лондон); M HKA, Музей (Антверпен); Третьяковская галерея, Мультимедиа Арт Музей, ГЦСИ, ММОМА (все Москва); Kadist Art Foundation (Париж, Сан-Франциско); V-a-c Foundation (Москва, Венеция).


Егор Софронов 23/24

Поставщик контента: современное искусство. Художественный критик. Редактор Художественного журнала с 2016 года и портала aroundart.org c 2020 года. Преподаватель Института «БАЗА» с 2017-го года. C 2018-го года сооснователь и соведущий Лаборатории художественной критики ЦСИ Винзавод — образовательной и публикационной программы. В 2015–2017 научный сотрудник, координатор программы «Полевые исследования» выставочного отдела Музея современного искусства «Гараж». Окончил магистратуру по художественной критике и литературе Школы изобразительных искусств, Нью-Йорк (2014). Публиковался в aroundart.org, в журналах Разногласия, Искусство кино, Художественном журнале и других изданиях. Сооснователь междисциплинарного коллектива «Союз выздоравливающих» (c 2014). Колониальный субальтерн, родившийся в 1989 году в Якутии. Живет в Москве.


Светлана Баскова 23/24

Режиссер, куратор, директор Института «БАЗА». В 1989 году закончила Московский архитектурный институт. С 1996 года занимается видео и кино. Автор фильмов «За Маркса…» и проч.


Ян Гинзбург 23/24

Ян Гинзбург — художник, исследователь различных моделей производства искусства XX века. Ян Гинзбург изучает практику ремодернизма с точки зрения постконцептуального состояния художественных практик  сегодня. Пластические решения художника, воплощенные в многомерные инсталляции, объекты и коллажи, являются результатом тщательной работы с различными типами архивов.

 


Алек Петук 23/24

Родился 1984, Ухта
Художник, живет и работает в Москве. Основной темой его проектов является теория совпадений, связанная с общим постсекулярным запросом и метафизическим оптимизмом. Основатель коллектива «БКБ», организатор независимого фестиваля «Кузлесфест», участник сообщества «Soundartist.ru», соорганизатор Коинсидентального Института.

Избранные проекты: «Маркс», Винзавод, Москва, 2016; «Диалоги с AI», ЦСИ «Марс», Москва, 2017; «Тревожный час», КЦ «ЗИЛ», Москва, 2018; «S» галерея «Электрозавод», Москва, 2018; «VOTIW*», VIII Ташкентская биеннале, Ташкент, 2018; «Борис Клюшников. Введение в философию Алена Бадью», Винзавод, Москва, 2019; «Исчисление сред», музей Гараж, Москва, 2020; «Что нам делать или панда чихает дважды», музей Гараж, Москва, 2020;  «Как двигать камни», музей MMOMA, Москва, 2021.


Дмитрий Гутов

Художник, теоретик искусства, член редколлегии «Художественного журнала» и журнала «База». Родился 10 декабря 1960 года в Москве. В 1992 году окончил отделение теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Санкт-Петербург). В 1994 году организовал в Москве «Институт Михаила Лифшица». Wikipedia


Андрей Великанов

Философ, теоретик искусства, художник. Лауреат и призер международных конкурсов медиарта: Ostranenie (Германия), DADANET (Россия), Art on the Net (Япония), TrashArt (Россия), Southwest Interactive Festival (США), Split (Хорватия). Автор статей и книг по теории культуры и искусства. Его авторский курс «Философия искусства» существует как самостоятельный проект, так и преподается в нескольких учебных заведениях, среди них — Школа дизайна НИУ ВШЭ и Свободные мастерские ММСИ. Прочитал несколько циклов публичных лекций о взаимосвязи философии, культуры и искусства в Музее современного искусства «Гараж».


Кирилл Савченков

Междисциплинарный художник, преподаватель. Работает с различными медиа, включая перформанс, инсталляцию и видео.  В 2019 году Кирилл Савченков участвовал в проекте Time, Forward! (кураторы Омар Холеф и Мария Крамар), в 2018 году — в 12-й биеннале в Кванджу. В 2017 году состоялась его персональная выставка «Office of Sensitive Activities / Applications Group» при поддержке фонда V-A-C в музее ММСИ. Савченков принимал участие в основном и параллельном проектах 4-ой Уральской Индустриальной Биеннале. В 2018 году стал лауреатом премии «Инновация» в номинации «Новая генерация», в 2017 стипендиатом грантовой программы поддержки художников музея «Гараж». С 2013 года преподает в школе Родченко.


Илья Гришаев

Художник.
Основатель и со/куратор пространства FFTN и сотрудник «горизонтальной школы».
Участник Manifesta 10, 6 Московской международной биеннале молодого искусства и 5 индустриальной биеннале.


Борис Клюшников

Теоретик современного искусства, преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ, лектор школы фотографии и  мультимедиа им. Родченко и Британской Высшей Школы Дизайна. Автор статей по философии искусства, критических текстов и курсов лекций по теории современного искусства.


Александра Сухарева

Художник, автор процессуально ориентированных работ. С 2013 Александра работает с формой зеркала как с развернутой метафорой связи, прочно  соединяющей реальность и сверхчувственное бытие. С 2014 года составляет авторский Глоссарий: рабочий словарь внутренней методологии, в который вошли осмысленные автором изнутри собственной практики понятия «псевдоморфизма», «практического знания» и прочие. В первый раз Глоссарий был представлен в 2017 году в ICA (Лондон). Участница таких выставок как «Вещи, слова и последствия» — ММСИ (2012), dOCUMENTA(13) — Кассель (2012), «Общее Целое» — Музей В.Сидура (2016), 1-я Триеннале Русского Искусства — Музей Гараж (2017) и других. 


Лика Карева

Настройщица и редакторка сайта cyberfemzine.net, трансдисциплинарная исследовательница, со-организаторка совместно с журналом DOXA зимней философской школы «Деколонизация воображения» (направление: «Киберфеминистское письмо»), регулярная участница Семинара Новой Философской Грамматики и Методологии под кураторством Йожи Столет, авторка текстов о современном искусстве для вебзина Spectate.


Николай Васильев

Кандидат искусствоведения. Историк архитектуры, градостроительства и дизайна, фотограф, консультант. Работал в Лаборатории градостроительных исследований Московского архитектурного института (МАРХИ), ГМИИ имени А. С. Пушкина.

2008-2012  — участник русской команды международных проектов «Москонструкт» и RKM-SaveUrban Heritage. С 2013 года является куратором в Московском музее дизайна. Консультант ГК и сообщества «Прогрессор». Тютор международных проектных семинаров. Соавтор арт-проекта, выставки, проектных семинаров «Курортоград». Автор книг и статей.


Глеб Напреенко

Художественный критик. Окончил Отделение истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Публиковался в «Художественном журнале», журналах «Искусство», «Диалог искусств», на сайтах e-flux и colta.ru. В 2016–2017 годах был главным редактором художественной и общественной критики «Разногласия» (приложение к сайту colta.ru). Совместно с Александрой Новоженовой автор книги «Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса» (2017, готовится к печати).


Юлия Григорьева

Куратор и исследователь, преподаватель института современного искусства «БАЗА».
Образование: МГЛУ, отделение английской филологии (1999-2004), Институт «БАЗА» (2018-2020).
Интересы: теория современного искусства, кибернетический реализм, systematic musicology, ситопия, спекулятивный дизайн.
Живет и работает в Москве и Тбилиси.


Александр Писарев

Переводчик, редактор, преподаватель. Переводил работы по философии (К. Мейясу, А. Тоскано, К. Норрис К., Г. Харман, Д. Харауэй), социологии (Д. Блур, Б. Латур, Д. Ло), истории науки (Л. Дастон, П. Галисон) политической теории (Й. Шапиро, М. Дин, Р. Хоуз) и когнитивистике (А. Ноэ, П. Тагард). Организатор семинара по переводу Cube of Pink (МГУ, 2013-2015). Соредактор-составитель номеров журнала «Логос», посвященых акторно-сетевой теории и плоским онтологиям  (№ 1,2,3 (2017)). Вел курсы в МГУ, РАНХиГС, ГЦСИ.