Издательство«БАЗА» основано в 2010 году художником Анатолием Осмоловским и режиссером Светланой Басковой. Интерес издательства направлен на теорию современного искусства, философию Нового и Новейшего времени, авангардную художественную литературу и поэзию российских и зарубежных авторов. Значимым направлением, которое издательство старается активно развивать, являются переводы ключевых текстов теоретиков 20-го века, вошедших в базовый список знания любого специалиста в области культуры Западной Европы и США, однако до сих пор недоступных на русском языке.

 

 

 ПАРТНЕРЫ:

 

 


 

Издательство


Бюллетень «Термит», 3 выпуск

Лаборатория художественной критики представляет третий выпуск бюллетеня «Термит». Продолжая исследование, начатое в начале года, лаборатория обратилась к другому аспекту проблемы реальности — производству художественного в капиталистическом обществе.

На обложке представлена работа художника Алексея Булдакова, внутри номера — работы художника Александра Гореликова.

Прочесть публикации, ознакомиться и бесплатно загрузить издание можно на сайте Bookmate.


Авторы третьего номера бюллетеня «Термит» задаются рядом вопросов:


· Неужели искусство, как форма сознания, имеющая отчетливые исторические закономерности, должно примириться с капиталистической исчерпанностью реальности?
· Неужели нехватка реальности, которая всегда приводила в движение искусство, обернулась сегодня ее избытком, готовым задушить всякое историческое целеполагание художественного?
· Возможны ли вообще исторические амбиции в искусстве — или оно превратилось в товар одного дня, моду, бодлеровскую модерность, рисунки Константина Ги (Constantin Guys)?
· В конечном счете, производит ли современное искусство бесконечную современность — или у него все же есть эмансипаторный потенциал?

Рамку для ответов на подобные вопросы задают три очень разных текста, представляющие разные традиции художественной критики. Это фрагмент книги Майкла Фрида (Michael Fried) «Реализм Курбе» (Courbet’s Realism), сокращенный вариант доклада Билла Робертса (William Roberts), английского историка искусства, о реализме Аллана Секулы (Allan Sekula) и статья Хито Штейерль (Hito Steyerl) «Беспошлинное искусство» (Duty Free Art: Art in the Age of Planetary Civil War).

На этом фоне дискуссия о реализме в номере развилась в несколько направлений. В своем критическом выступлении Анатолий Осмоловский отстаивал реализм как не-участие в господствующей картине мира, как некую критическую дистанцию, Константин Бохоров представил реализм как рефлексию самого искусства над механизмами производства и онтологизацию, Егор Софронов обсудил низовой уровень функционирования реальности, сведя эмансипаторный потенциал реализма к мусорному кризису современного перепроизводства. Борис Клюшников рассказал о точке зрения, принятой в современной дискуссии о реализме и материализме: о существовании негативного, которое обуславливает художественное производство.


Участники Лаборатории художественной критики в дискуссии о реализме представлены тремя публикациями: Мария Королева обсуждила проблему места наблюдателя в современной картине мира, которую образуют искусственный интеллект и политика больших данных. Анастасия Нефедова на примере австралийского художника Саймона Денни (Simon Denny) поставила вопрос о неудаче критической делокализации в инсталляциях, которые вовлекают зрителей в перцептивную рефлексию цифровых технологий. А Анна Ушакова в обзоре фотографической выставки в пост-майданном Киеве, снова возвратилась к роли фотографии в отражении социальных преобразований.


Бюллетень является печатным изданием, которое аккумулирует итоги работы каждого цикла Лаборатории художественной критики.

Лаборатория художественной критики — совместный  образовательный проект  Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» и института «БАЗА».  Деятельность Лаборатории художественной критики направлена на поддержку и развитие теоретических работ, исследующих и анализирующих актуальное искусство.