В этом разделе публикуются тексты студентов института о текущих событиях в искусстве.

Проекты

22.01.2014

Первая дипломная выставка «НАШЕ ДЕЛО»

«НАШЕ ДЕЛО»

 Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров

Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко

Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус

Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года

Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.

Институт «БАЗА» представил в пространстве ЦТИ «Фабрика» дипломный проект своих первых выпускников. «Наше дело» - это результат двухгодичного коллективного усилия и большой дискурсивной работы. Заявленная позиция по отношению к искусству не демонстрирует пафос свержения конвенциональных художественных принципов, но скорее свидетельствует о наличие разнообразия собственных взглядов. Сила этой позиции заключается в ее воле к достижению равновесия и гармонии - вечных качеств искусства. По сути проблематизация сохранения баланса в условиях экстремального контекста современности и есть идея этого проекта.

Институт «БАЗА» создавался как образовательный эксперимент Анатолия Осмоловского, где искусство понимается как идея, что стало одновременно краеугольным камнем и мерилом для формирования эстетических ориентиров. По этой причине главное в работах художников не тема или медиа, а  достигнутое в них качество, расставляющее приоритеты «нашего дела» вопреки суждению субъективного вкуса и конечных нехудожественных целей.  Помимо заявленных участников на выставке был представлен видео-манифест других выпускников «БАЗЫ», поэтично декларирующий их персональные позиции в синхронном визуальном нарративе. 


 

 

 Наталья Кучумова. Серия «Черепки» 

Серия «Черепки» относится к редкому в России направлению в системе искусства - «pattern painting». Структура визуального образа этого метода выстраивается по принципу повторения орнаментального мотива, и конечной целью становится разработка новых, ранее не встречавшихся узоров.

В качестве основы для паттерной композиции Кучумова выбрала черепа породы комнатных собак, обладание которыми сегодня демонстрирует достаток. С формальной точки зрения узор представляет собой нейтральный элемент украшения домашней и приватной обстановки, в то время как по содержанию – это критическое высказывание о русской традиции демонстрации своего материального благосостояния, которое в современном контексте приобретает новые формы. 

 

Ангелина Меренкова «Критика институций»

Появление системы искусства в ситуации всевозрастающего влияния музеев и галерей пробудило необходимость в критическом осмыслении ее институций. Тематизация «институциональной критики» в 1960-70-е годы было характерно как для отдельных художников (например, работы Ханса Хааке), так и для музейных работников (в 1969 году Харальд Зееман оставляет пост директора Бернского Кунстхалле и провозглашает себя независимым куратором). Может ли сегодня проблема институциональной критики быть актуальной для России, особенно в отсутствие как сильных институций, так и централизованной системы современного искусства? В самой постановке вопроса скрыт однозначно отрицательный ответ, поскольку возможность выставлять свои работы в российских условиях в большинстве своем не может быть ограничена давлением институций на художественный процесс.

Фасадная вывеска несуществующей и никогда не существовавшей организации подчеркивает абсурдность или утопичность самой идеи создать в рамках государственного аппарата какое-либо подразделение, занимающейся критикой институций. Активная, открытая и индивидуальная позиция, которая несомненно должна быть присуща критике, кажется невозможной на официальном уровне. В данном случае работа Ангелины Меренковой указывает на отсутствие самой проблемы и поэтому она будто сама же себя опровергает.  


Никита Спиридонов и Соня Румянцева 

На первый взгляд фотография воплощает распространенный в медийном пространстве, порожденный предрассудками образ угрозы фундаментального исламизма: женщина в парандже на фоне нейтральной стены с надписями, похожими на арабскую вязь. 

Преодолевая первое впечатление, при более детальном рассмотрении мы обнаруживаем, что это мужчина, накинувший на голову обычное одеяло, а «арабская вязь» – это обычное молодежное граффити. Работа обращает внимание зрителя на проблематику поддержания многими государствами межнациональной паранойи, заставляя задуматься о ее возможных последствиях. 


Иван Новиков

Новиков часто работает с идеей живописной плоскостности, показывая покрытую рельефным слоем мазков поверхность холста. Серые одинаково отрывистые линии, сделанные среднего размера кистью, на среднем размере холста выдержаны в классической пропорции. Тем не менее, в обозначенных на холсте точках золотого сечения мазки меняют свое направление с горизонтального на вертикальное. Пастозная плоскость картины являет собой замкнутый аутический проект, симулирующий попытку создания чистой живописи. 

 

Ирина Петракова

В методе вышивания нитками Ирины Петраковой присутствует отражение феминистских практик 1970-х годов: вышивание противопоставлялось тому, что традиционно считалось мужскими практиками -  рисунку и живописи. Существовало распространенное мнение, что женщины не способны должным образом выражать собственные суждения, и традиционно именно мужчина оказывался человеком, который в состоянии выражать себя посредством искусства. В этой ситуации вышивка на пергаментной бумаге - это нечто субверсивное. Женщина вышивает по бумаге там, где мужчина должен был бы рисовать карандашом. У нити есть преимущество над линией, потому как она способна соединять листы. При помощи четко выверенных стежков, напоминающих штрих, Петракова исследует возможности рисунка. Однако, такое острое сопоставление художественных медиа с гендерной проблематикой обнажает нарывающие язвы современных социальных реалий: наличие практики принятия антигейских законов, политическая апатия российской общественности и  т.д.

 


Николай Сапрыкин

Николай Сапрыкин связал свою художественную программу с идеей упаковки. В упаковке оказывается все: от предметов домашнего обихода до художественного образа. В качестве основного мотива художник взял элемент уличного граффити. Каждый элемент заламинирован, помещен в раму и пронумерован, указывая название дипломного проекта и его дату. Другой формальный вектор этой работы реализуется на двух уровнях. С одной стороны, графический элемент помещается в раму, с другой - он свободно располагается на стене. Фактически он будто бы выходит за пределы рамы на стену, превращаясь обратно из произведения искусства в свободное граффити.



Ильмира Болотян. Серия «Колумбарий»(посвящается советскому андеграунду)

Исследуя принцип коллекционирования вещей, Ильмира Болотян посвятила свою серию "Колумбарий" советскому андеграунду. Воспроизводя различные формы похоронных ниш, она сознательно доводит реалистичное изображение до плоскостного образа, одновременно заостряя свое внимание на деталях и особенностях предмета. Таким образом, картина трансформируется в объект. Собранная галерея колумбариев оказывается ответом художника андеграундной культуре прошлых десятилетий, где каждая ниша – это метафора завуалированных ценностей альтернативного культурного направления.

 


Лета Добровольская

В своей серии работ Лета Добровольская имитирует классические приемы живописи, но в действительности не следует им. В большей степени ее интересует технических аспект света, тени и композиции, который она интерпретирует в собственной художественной манере.