Издательство «База» основано в 2010 году художником Анатолием Осмоловским и режиссером Светланой Басковой. Интерес издательства направлен на теорию современного искусства, философию Нового и Новейшего времени, авангардную художественную литературу и поэзию российских и зарубежных авторов. Значимым направлением, которое издательство старается активно развивать, являются переводы ключевых текстов теоретиков 20-го века, вошедших в базовый список знания любого специалиста в области культуры Западной Европы и США, однако до сих пор недоступных на русском языке.

Издательство «База» является одной из программ Института «База», объединяющего в себе издательскую и образовательно-исследовательскую деятельность.

 

 ПАРТНЕРЫ:

 

 


 

Издательство


«Девяностые, от первого лица», том I

«Девяностые, от первого лица», том I

Автор документального проекта — Светлана Баскова
над изданием работали:
Ольга Данилкина
Александра Ювженко
Марьяна Карышева
Макет и верстка издания — Дмитрий Яковлев
Формат издания: 84 х 108 мм, 343 стр., мягкая обложка, тираж 300 экз.
 
 

Документальный проект «Девяностые, от первого лица» представляет из себя сборник интервью с яркими представителями московской арт-сцены 1990-х годов — художниками, поэтами и издателями. Его задача — дать слепок времени через честные рассказы от первого лица, опубликованные с минимальной редактурой. Речь в них идет не только о конкретных событиях тех лет, но и о времени в целом, об истории страны и ее культуре. В первый том вошли интервью с Анатолием Осмоловским, Олегом Мавроматти, Дмитрием Пименовым, Александром Бренером и Сергеем Кудрявцевым. Готовятся к публикации следующие выпуски, куда войдут интервью со многими другими участниками и свидетелями культурной жизни.

Светлана Баскова о проекте:

Этот проект объединяет на своих страницах одних из самых ярких героев моего времени — я хочу представить их как можно более точно. Это не интервью как ответы на вопросы, а рассказы, которые я старалась не перебивать.

Иногда понять/почувствовать время можно не столько через факты и события, сколько сложив в своем сознании несколько разных версий произошедшего от совершенно непохожих друг на друга людей, которые сделали точные жесты в нужное время и в нужном месте и зафиксировали ими историю.

Я считаю себя абсолютно счастливым человеком, потому что знаю, что моя жизнь, мои переживания сохранены единственно верным образом. Образом, который невозможно купить или «спустить сверху», сделать на заказ, который нельзя заново воспроизвести или изменить, — это и есть 90-е.

Коротко о героях первого тома:

Анатолий Осмоловский   (р. 1969, Москва) — художник, теоретик, куратор, один из ключевых представителей Московского акционизма, ректор Института «БАЗА», главный редактор альманаха «БАЗА». В своих работах фиксирует реальность политической культуры в современной России — буквализм понимания политической силы как воли к террору, взаимная коррумпированность СМИ и большой политики, ее сходство с мелким хулиганством. В 1990-е годы участник литературно-критической группы «Министерство ПРО СССР», лидер художественного движения «ЭТИ» (Экспроприация территории искусства), редактор журнала «Радек», координатор революционной конкурирующей программы «Нецезиудик», организатор группы «Внеправительственная контрольная комиссия» и предвыборной кампании «Голосовать против всех! Сейчас». На счету художника множество персональных и групповых выставок, а также зарубежных проектов, среди которых Dokumenta XII (Кассель); 4-я Московская биеннале; Modernikon, Fondanzione Sandretto Re Rebaudengo Torino, Турин (2010); Ostalgia, Новый музей, Нью-Йорк (2011); Шанхайская биеннале (2012); 55-я Венецианская биеннале. Лауреат Премии Кандинского в номинации «Художник года» (2008). Живет и работает в Москве.Олег Мавроматти (р. 1965, Волгогорад) — художник-акционист, режиссер, один из ярких представителей Московского акционизма, основатель художественного объединения «Ультрафутуро». Работает преимущественно с видео, перформансом, вэб-технологиями и сайнс-артом. С помощью них исследует политическую и культурную реальность в эпоху глобальных массмедиа и интернета, влияние на них развития науки и техники. В 1990-е годы участвовал в художественном движении «ЭТИ» (Экспроприация территории искусства) и программе «Нецезиудик», организовал вместе с Фаридом Багдаловым арт-группу «Секта Абсолютной Любви», а также кинообъединение «Супернова». В 2000 году провел акцию «Не верь глазам», в результате которой на него было заведено уголовное дело по статье 282 УК («за разжигание национальной, расовой и религиозной вражды»). Режиссер около 10 фильмов, среди которых «Дуракам здесь не место» (2015), «Выблядки» (2000), «Тайная эстетика марсианских шпионов» (1997-1999), участник международных кинофестивалей. На счету художника множество акций и выставок, в также участие в международных проектах, среди которых Biennial for Electronic Art, Перт; 1-я Московская биеннале; MUMOK, Вена; RIAP Performance art festival, Квебек; Stedelijk Museum, Амстердам; Akademie der Künste, Берлин; 8th Biennial August in Art, Варна; 13-я Биеннале в Панчево. Ведет преподавательскую деятельность. Живет и работает в Болгарии и США.

Дмитрий Пименов (р. 1970, Баку) — художник-акционист, литератор, один из ярких представителей Московского акционизма. В своей деятельности исследует механизмы языка и их использование властью для контроля общества. Его творчество относят к традиции, связанной с левыми политическими взглядами и самыми радикальными примерами мирового и российского авангарда. В конце 1980-х он совместно с Анатолием Осмоловским создал литературно-критическую группу «Министерство ПРО СССР», в 1990-е годы участвовал в художественном движении «ЭТИ» (Экспроприация территории искусства) и программе «Нецезиудик», один из организаторов акции «Баррикада на Большой Никитской» (1998). Автор текста-манифеста «Терроризм и текст». Создал несколько десятков циклов стихов, а также опубликовал четыре прозаически-поэтических текста, где поэзия и проза перетекают друг в друга — романы «Муть», «Бог, или несколько любовных историй» (вышли в сборнике «Мутьреволюция», 1999), «Вело» (2007) и «Бог под диваном» (2013). Живет и работает в Москве.

Александр Бренер (р. 1957, Алма-Ата) — художник, один из ярких представителей московского акционизма, писатель. Сам себя называет не художником, а политическим активистом. Ключевые объекты критики в его деятельности — это конформизм художественной системы, мировой капитализм, государство как субъект насилия. С 1989 по 1992 год жил в Израиле, где работал журналистом, а затем уличным перформанс-художником, с 1992 по 1996 годы работал в Москве как поэт, художник, критик и теоретик. В частности, в рамках одной из своих акций символически вызывал на поединок президента России Бориса Ельцина, боксируя на Лобном месте Красной площади (1994). Позднее жил в разных городах Европы, где самой известной акцией стало нанесение знака доллара краской из баллончика на картину Казимира Малевича в Стеделик музее в Амстердаме (1997). С конце 1990-х работает совместно с австрийской художницей Барбарой Шурц. Автор более двадцати поэтических и прозаических книг, среди которых «Обоссанный пистолет» (1997), «Апельсины для Палестины» (2002), «Римские откровения» (2011). Живет и работает в Европе.

Сергей Кудрявцев (р. 1958, Москва) — издатель и писатель. Основатель издательства и магазина «Гилея», специализирующегося на русском авангарде, современной литературе авангардного и леворадикального направления, левой политической литературе. Автор документального романа «Вариант Горгулова» (1999) и опубликованной под именем Павла Горгулова книги «Коммуникационная теория безвластия» (2005). Лауреат Премии Андрея Белого (2010) в номинации «Литературные проекты».

Об авторе-составителе:

Светлана Баскова — российский кинорежиссёр, сценарист и художник, директор Института «БАЗА». Родилась в 1965 году, окончила Московский архитектурный институт, с 1996 года занимается видео и кино. Режиссер фильмов «Кокки — бегущий доктор» (1998), «Зелёный слоник» (1999), «За Маркса» (2012) и других. Активный участник культурной жизни Москвы 1990-х годов.

Об издательстве:

Издательство «БАЗА» основано в 2010 году художником Анатолием Осмоловским и режиссером Светланой Басковой. Интерес издательства направлен на теорию современного искусства, философию Нового и Новейшего времени, авангардную художественную литературу и поэзию российских и зарубежных авторов. Издательство «БАЗА» является одной из программ Института «БАЗА», объединяющего в себе издательскую и образовательно-исследовательскую деятельность. Подробную информацию об институте и издательстве можно найти на сайте bazaeducation.ru

Рецензия на книгу

Девяностые от первого лица. Том первый. Анатолий Осмоловский, Олег Мавромати, Дмитрий Пименов, Александр Бренер, Сергей Кудрявцев. Автор документального проекта Светлана Баскова. – М.: Издательство «База», 2015.

Прошло 15 лет. Двадцатилетняя молодежь опять делает историю. 90-е - важнейшее российское либеральное десятилетие обрушивается в забвение. Его молодость и порыв покрываются чуланной плесенью и кладбищенской пылью. И это происходит с молодостью, которая претендовала на вечность, на бессмертие! Книга Светланы Басковой как бы в последний раз дает ей голос, дает возможность прохрипеть, что она была, что она тоже жила в Аркадии, что если бы не она, то…

В книгу вошли воспоминания пяти радикальных деятелей московской артистически-интеллектуальной традиции, настоящих неоавангардистов, леваков, бросивших вызов размягчению мозгов либерально-демократической интеллигенции, умилившейся  перед звериным оскалом первоначального накопления капитала, мертвой рукой рынка, профукавшей достояние поколений, жертвовавших кровью и животом за свободу в этой стране в 20 веке. Рано они проснулись, и очень узок был их круг. Но, тем не менее, этот круг существовал. Он создавал в постперестроечной культуре некую отдушину, щель, зазор, малозаметный на фоне грандиозного исторического процесса передела собственности, перелицовки морали, переформатирования культуры. Его участники были заложниками происходящего, вынуждены был обслуживать интересы разных сил, которые решая свои тактические задачи, вдруг обращали внимание на потенциал революционно-бессознательного.  Из книги можно узнать множество интересных фактов про российскую контркультуру 90-х, в ней есть и портреты действующих лиц, и места действия, и трактовка обстоятельств.

Вопрос, какую ценность имеют достижения контркультуры сейчас? В годы борьбы и безумия ей были созданы не только скандалы и акты трансгрессии, но и стихи, романы, выставки, фильмы, перформансы, произведения современного искусства, художественные и политические журналы и манифесты, теоретическая база борьбы и сопротивления, уникальные издания.

Проект контркультуры не был рецептирован общественными институциями, принадлежащими к современному российскому истеблишменту. Литературная часть проекта стала маргинальной. Политическая деятельность была репрессирована.  Диалог контркультуры с западом тоже фактически не состоялся, хотя в западном либерализме и радикализме она всегда опознавала свое альтер эго. Контркультура 90-х была признана только современным искусством.  По сути, в качестве своеобразного феномена современного искусства она и существует в иерархии культурных ценностей. 

Институциональная система легитимизировала феномен контркультуры, в результате чего он потерял протестный потенциал, полностью смирившись со статусом эстетической профессиональной деятельности. Даже трансгрессивные акции теперь оцениваются эстетически. Легитимация контркультурного радикализма закономерное явление историко-художественного процесса в буржуазно-либеральном обществе, повторяющееся на разных этапах его развития.  В 90-е этот процесс только начинался.  Нелигитимированная контркультурная деятельность как раз и обладала тем неподражаемым обаянием, которое невозможно сейчас, и которое делает его истории интересными и искренними. В условиях легитимированной контркультуры сейчас, деятелям, вставшим на путь культурного радикализма,  больше подобает обет молчания.

Поэтому книга получилась интересной. Это литература своего времени, несмотря на абсурдные идеи и крайне субъективные, даже интровертные картины реальности, которые она транслирует.

Какое значение может она иметь сейчас? Учебника по современному искусству. Это не значит, что молодому человеку, ставшему на путь радикальных художественных практик, рекомендуется повторить деяние его предшественников. Ее урок заключается в том, что современное искусство создается не художественными средствами, а в постоянном экспериментировании со своими жизненными ресурсами, общественными ситуациями, коллективными взаимодействиями, теоретическими источниками. Это создание своего дискурса и чем своеобразнее он будет, тем у него больше шансов быть признанным и легитимированным.

В тоже время, урок книги в том, что все уже было. И если молодым художникам кажется, что мир прогибается под них, что их игра в свободу и революцию обладают потенциалом сохранения вечной молодости, это не так. «И я был в Аркадии…» - мораль сей книги. А это значит, что в радикальном переустройстве мира, в его революционном отвержении, следует не забывать, что Аркадию изменить невозможно, и что художник, прежде всего, творит в измерении искусства, находится ли он под камнем памяти,  или еще пока над ним.

Книга «Девяностые от первого лица» безусловно является ценнейшим изданием по истории современного русского искусства, и содержит материал который должен быть донесен как до русского, так и до более широкого интернационального читателя, интересующегося традициями контркультуры в современном искусстве. 

Рецензент
Константин Юльевич Бохоров
Кандидат культурологии


Готовятся к выпуску

«База» №3

Третий выпуск журнала о теории современного искусства будет посвящен современной живописи.