Программа обучения строится на основе теоретических спецкурсов и практических занятий.

Студентам предоставляется необходимая начальная теоретическая база, закрепленная в программе, а дальнейшее обучение в ходе занятий строится на основе сложившихся интересов конкретных студентов и динамично изменяется.

Цель института «БАЗА» — создание исследовательской экспериментальной платформы, выбранная форма обучения, в частности, дает возможность приблизиться к этой цели.


 

Программа

 

Анатолий Осмоловский «История искусства XX–XXI века»

История искусства — важная дисциплина. Она не состоит только из перечисления событий и фактов художественной жизни — в ней надо уметь различать логику, тенденции развития или упадка, динамику и закономерности. В качестве базовой модели такой истории взята формалистская теория К. Гринберга. Вместе с критикующими эту концепцию истории учениками Гринберга (основателями журнала October) столпотворение художественных направлений 20 века превращается в ясную, логически выверенную картину.

 

Константин Бохоров «Постмедийные искусства и стратегии сопротивления»

Курс строится на утверждении Розалинды Краусс о том, что «художники наших дней, продолжающие дело подлинного авангарда и сопротивляющиеся постмедиальному состоянию китча, культивируют правила новых индивидуальных медиумов и ищут способы „тематизировать“ свои носители».

Курс представляет принципы производства постмедийных жанров современного искусства (фотография, инсталляция, перформанс, видео, компьютерное искусство и др.) и в тоже время стратегии сопротивления постмедиальности как новый авангард. Занятия строятся вокруг изучения наиболее значительных работ, проблематизирующих свою постмедиальность, и теоретических текстов, описывающих проблематику постмедиальности. В рамках курса разбираются также проекты, использующие постмедиальные принципы в соответствии с новыми объект-ориентированными теориями последних лет и обсуждается реинтерпретация теории медиа.

Курс предполагает также практическую часть: создание постмедиальных работ, их обсуждение, а также продвижение в публичное Продолжительность обучения два семестра по 12 занятий (по понедельникам).

В каждом семестре планируется 2-3 занятия для разбора работ студентов, reading-ов и case-studies.

 

Борис Клюшников «Понятие современности в теориях искусства»

Борис Клюшников о курсе:

«В этом году я хочу предложить очень сильно переработанный лекционный курс. По сравнению с предыдущими годами в нем останется только три темы, которых я касался ранее. Это философия современного искусства Питера Осборна, взгляд на современное искусство Жака Рансьера и теория Дэвида Джослита. В этом году я хочу сместить фокус на вопрос о современности в понятии „современное искусство“. Я предлагаю взглянуть на то, как конструируется эта современность благодаря художественной работе и миру искусства. Мои лекции всегда построены вокруг текстов. Их роль — дать более развернутый исторический контекст, показать, как эти теории связаны с отдельными произведениями, как можно продолжать разворачивать логику этих текстов. Но главной задачей моих лекций всегда было не постановка точек — что такое искусство, какие работы художники должны делать и т. д., а приглашение к совместному чтению и разбору множественных идей».

 

Иван Новиков «Критическая история современной живописи»

Сегодня живописное производство на первый взгляд вышло из поля актуального искусства. Но вновь и вновь появляются художники, обращающиеся к этому медиуму. Картины по прежнему составляют наибольшую часть рынка современного искусства. И практически на каждой глобальной выставке кураторы показывают живописные произведения. Но что представляет из себя современная живопись? Как она сформировалась? Каким образом художники сегодня обращаются к истории искусства? Что за идеи структурируют живописные практики сегодня?

 

Иван Новиков «Идея актуального искусства и проект колониализма»

В России на фоне мирового «консервативного поворота» вновь стала актуальной имперская риторика. В массовой культуре все чаще встречаются призывы к культурной гегемонии. Идеология успешности и лидерства становится нормативной. В такой ситуации незаменимым оказывается опыт постколониального пути, который уже прошли многие культуры. Как искусство может противостоять бинарности мышления? Есть ли единая История Искусства? Что связывает искусство нового времени и глобальные империи? Каким образом наше понимание мира влияет на восприятие искусства? Что за художественный опыт «родился» в борьбе с «Западным каноном»? Чем отличается пост- и де-колониальная критика? Каким образом художники старались избегать биполярных позиций в собственной жизни и своём искусстве?

 

Егор Софронов «Эстетическая теория и письмо»

Курс посвящён основам эстетической теории. Канонические тексты из истории эстетики мы внедрим в современную ситуацию. Основной целью станет вдумчивое чтение и разговор. Семинар предполагает активное взаимодействие участников и выполнение текстовых заданий. Обязательная к чтению литература будет служить совместному обсуждению.

Мы опробуем нескольких типов письма — основанных на автоматизме и случае — чтобы увидеть, как эстетическая теория работает в практическом применении в критическом письме об искусстве. Внимание будет уделено базовым навыкам работы с текстом и редактуры. 

 

Лика Карева «Инженерия эстетики»

Лика Карева о курсе:

В ходе курса «Инженерия эстетики» на материале компьютерных игр мы рассмотрим различные модели существования и построения эстетического опыта. В тот момент, когда выражение сущности искусства оказалось за пределами его выразительных средств (post-medium condition Розалинды Краусс) начался процесс переопределения эстетики, который возвращает нас к ее исследованиям в качестве чувственной или познавательной способности. На этом пути сейчас как нельзя кстати оказались компьютерные игры, понимаемые как класс сложных объектов, моделирующих условия эстетического опытаЭто значит, что играм, которые формально являются трансмедиальными объектами, удается создать тип отношений пространства-времени, перцептивный мир и атмосферу, которые делают возможным такой опыт чувственного познания, который в каждом отдельном случае не являются целиком концептуальным. В ходе курса мы рассмотрим различные аспекты конструирования подобного опыта, и таким образом постараемся ответить на вопрос, по каким законам сегодня собирается эстетика, и как ее сборки могут быть связаны с технологической реальностью современного человека.

 

Мастерская Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова «Research based art»

От концепции — к проекту. Мастерская посвящена изучению художественных практик, связанных с исследовательской деятельностью в области искусства. Лекционный курс: серия докладов о различных художественно-исследовательских практиках из истории искусства XX века. Практическая работа: подготовка выставочного проекта, посвященного исследованию «Закрытой рыбной выставки» Е. Елагиной и И. Макаревича. Данная выставка является первым и уникальным в российском художественном контексте примером экспонатизма.

 

Андрей Великанов «Философия искусства»

Цель курса — знакомство с философскими концепциями от античности до наших дней, непосредственно повлиявшими на искусство и
определившими принципиально различные модели культуры. Современное творчество не может быть наивным, опирающимся лишь на личную интенцию автора, но требует знаний, умения мыслить и понимать контекст. Учиться этому можно у тех философов и художников, которые выдвигали яркие идеи, ставили сложные задачи, спорили друг с другом и оставили нам богатейший корпус текстов. Имея представление о языках философских и художественных теорий и практик, студенты научатся анализировать тексты, произведения искусства и явления культуры с точки зрения различных идей.

 

Юлия Григорьева «Ридинг-группа»

Юлия Григорьева об инициативе ридинг-группы:

«Смысл группы в том, что мы на основе доступных базовых текстов теоретиков и художников пытаемся разобраться в потоке информации учебного курса, его систематизировать и связать всё в единую картину».

 

Кирилл Савченков «Трансмедиа: инсталляция и скульптура в цифровую эпоху»

Цель курса: рассмотреть контекст формирования визуальных языков и художественной практики во второй половине XX–начале XXI веков. Освоение практического знания трансмедиальных подходов для формирования художественных высказывания и произведения. В процессе индивидуальных консультаций по проектами и выполнения заданий помочь студентам найти верные решения в рамках их художественной практики.

_____________________________________________________

Программа формируется в зависимости от конкретной группы и может меняться в ходе обучения, но лекционные курсы Анатолия Осмоловского и Константина Бохорова остаются ключевыми. Мы стремимся актуально отзываться на события современности, поэтому приглашаем к сотрудничеству молодых художников и теоретиков.  

 

 

Длительность обучения в институте «БАЗА» составляет два года. Занятия проводятся в группах по 20-25 человек вечером по будням (с 20:00 до 22:00) и в дневное время в субботу или воскресенье. Стоимость обучения составляет 80 000 рублей в год, оплата производится перед началом каждого семестра.