Программа обучения строится на основе теоретических спецкурсов и практических занятий. Студентам дается необходимая начальная теоретическая база, закрепленная в программе, а дальнейшее обучение строится на основе сложившихся интересов конкретных студентов в ходе занятий и постоянно корректируется. Цель Института – создание исследовательской экспериментальной платформы, и такая форма обучения, в частности, дает возможность приблизиться к этой цели.

Программа теоретических спецкурсов едина для обоих направлений – искусствовед-критик и современный художник. Специфика каждого проявляется в семинарах, практических заданиях и мастер-классах художников и критиков. Для художников стандартные практические занятия заключаются в создании и обсуждении произведений, для искусствоведов – написании и обсуждении исследовательских текстов.


 

Программа

семестр I

История искусства конца XIX - первой половины XX века (Преподаватель Анатолий Осмоловский)

понятие истории искусства;
импрессионизм;
фовизм, неоимпрессионизм. П. Сезанн;
кубизм, футуризм, русский кубофутуризм;
первая абстракция. В. Кандинский, К. Малевич, М. Ларионов, П. Мондриан;
советское искусство 1920-х, конструктивизм;
дадаизм;
сюрреализм;
экспрессионизм;
баухаус;
вне направлений;
основные ориентиры для следующего этапа.

* Методология изучения современного искусства (Преподаватели Борис Клюшников, Александра Новоженова, Константин Бохоров, Глеб Напреенко) 

В этот предмет будут входить образовательные блоки по социальному, психоаналитическому, материалистическому, формальному и иконологическому методам изучения искусства.

* Основы критического анализа и письма (Преподаватели Борис Клюшников, Александра Новоженова, Глеб Напреенко)

Практические семинары по письму об искусстве и анализу произведений.

История выставок (Преподаватель Константин Бохоров)

 

 

Современные практики живописи (Преподаватель Иван Новиков)

Задача курса - познакомить учащихся с основными практиками современной живописи и помочь с реализацией их собственных проектов. Курс состоит из 3 модулей, каждый из которых посвящен разным сферам, которые являются важными для современной живописи. Каждое занятие будет состоять из теоретического вступления и основной части, в которой учащиеся будут выполнять практические задания. Курс рассчитан на любой уровень подготовки учащегося.

Семинары (А. Осмоловский)

Система искусства и способы взаимодействия с ней,
мировоззрение: искусство как политика,
практика искусства.

Практика

Создание внутренних выставочных проектов.

 


 семестр ii

История искусства второй половины XX века. Исторические взаимосвязи развития (А. Осмоловский)

абстрактный экспрессионизм,
постживописная абстракция, минимализм,
поп-арт,
концептуализм,
перформанс,
искусство выходит из плоскости: инсталляция, социальная скульптура,
американское искусство конца 1970-х – начала 1980-х годов (первые постмодернистские работы),
вторая часть постмодернизма, европейские направления 1980-х,
скульптура,
русское искусство второй половины XX века,
актуальная ситуация.

* Методология изучения современного искусства (Преподаватели Борис Клюшников, Александра Новоженова, Константин Бохоров, Глеб Напреенко) 

В этот предмет будут входить образовательные блоки по социальному, психоаналитическому, материалистическому, формальному и иконологическому методам изучения искусства.


* Основы критического анализа и письма (Преподаватели Борис Клюшников, Александра Новоженова, Глеб Напреенко)

Практические семинары по письму об искусстве и анализу произведений.


История выставок (Преподаватель Константин Бохоров)

 

Современные практики живописи (Преподаватель Иван Новиков)

Задача курса - познакомить учащихся с основными практиками современной живописи и помочь с реализацией их собственных проектов. Курс состоит из 3 модулей, каждый из которых посвящен разным сферам, которые являются важными для современной живописи. Каждое занятие будет состоять из теоретического вступления и основной части, в которой учащиеся будут выполнять практические задания. Курс рассчитан на любой уровень подготовки учащегося.

Практика

кураторская лаборатория, редакция,
промежуточные публичные выставочные проекты 


 


семестр iii

Теория произведения искусства (А. Осмоловский)

идея произведения искусства,
морфология произведения искусства,
произведение искусства и художественный контекст – исторический, политический, масс-медийный,
произведение искусства и его потребитель (покупатель, незаинтересованный зритель, любитель искусства),
произведение искусства и политические процессы в обществе.

Теории современного искусства в современной художественной критике (продолжение, К. Бохоров) современное искусство в текстах К. Гринберга, Х. Розенберга, М.  Фрида, Л. Липпард, Р. Краусс, Д. Кримпа, Б. Бухло, Х. Фостера, Т. Джеймса Кларка, К. Оуэнса, Н. Буррио, К. Бишоп, М. Квона, Г. Кестера и др.
История  репрезентации и теория курирования (К. Бохоров)

экспозиция как исторический феномен,
выставочные практики в борьбе художественных групп за признание,
авангард и репрезентация,
идеологизация выставочных практик,
репрезентация и институционализация модернизма,
проблема белого куба.

   
Практика

кураторская лаборатория,
редакция,
общая отчетная публичная выставка.


семестр iv

Художественный проект (А. Осмоловский) базовые признаки, идея, структура, содержание
История  репрезентации и теория курирования (продолжение, К. Бохоров)

экспозиция как исторический феномен,
выставочные практики в борьбе художественных групп за признание,
авангард и репрезентация,
идеологизация выставочных практик,
репрезентация и институционализация модернизма,
проблема белого куба.

Практика

редакция,
дипломный проект.

*Эти предметы будут даваться блоками, внутри которых будут преподавать разные специалисты. 

Программа меняется в зависимости от набранной группы и может корректироваться в ходе обучения, но лекционные курсы Анатолия Осмоловского и Константина Бохорова остаются ключевыми. Мы всегда расширяем горизонты теории и практики, приглашая новых специалистов.  

Новые курсы будут добавлены позже.


Длительность обучения по основной программе составляет два года (четыре триместра – каждый, в среднем, по три-четыре месяца). Занятия проводятся в группах до 35 человек в будние дни по вечерам и днем в выходные. Стоимость обучения составляет 30 000 рублей за один триместр, оплата производится перед началом каждого триместра.