Блог


 

16.04.2015

«Перевернутая корзина»

Новый проект Ивана Новикова “Перевернутая корзина” посвящен отношениям природы и искусства. Эти отношения рассматриваются сквозь призму социума, для чего Иван обращается к событиям 40-летней давности, связанным с одним из самых жестоких эпизодов в истории человечества, в особенности среди тоталитарных режимов ХХ века. Речь идет о восстании леворадикальной молодежи в Камбодже в 1975 году под предводительством Пол Пота, в ходе которого уничтожались все предметы цивилизации, в том числе деньги. Свои принципы Пол Пот объяснял так: «До этого люди старались вытащить тухлые яйца из корзины, мы же перевернем ее и положим новые». Образ перевернутой корзины становится для художника метафорой острой фазы социальной деградации, когда дикие джунгли стали пожирать города, из которых были изгнаны люди, а тысячи из них были убиты только потому, что они умели управлять машинами или носили очки.

«Природа сплелась с политикой против урбанизации» суть этого странного, но показательного эпизода недавней истории Иван Новиков исследует в своей инсталляции, соединяющей живопись, фотографию и объекты. В его представлении живопись является медиумом, в котором отношения природы и цивилизации выражены иначе, чем во всем прочем предметном ряду они встроены в сам материальный строй живописного полотна и покрывающей его краски на уровне рефлексии художника. Этот социальный, политический компонент живописи был задействован и в авангарде (особенно в русском конструктивизме), и в минимализме. Новиков придает беспредметному образу, тому, что мы по привычке называем абстракцией, свежее, актуальное звучание, в котором критика фигуративности дополнена попыткой смелого философского осмысления человека и искусства с позиции природных процессов. 

Серей Попов

 


За болезненным возбуждением, которое овладевает отныне журналистами и рекламистами при каждом новом доказательстве глобального потепления, прячется железный оскал нового зеленого капитализма, того, который заявлял о себе уже с 1970-х годов, которого так ждали на сломе веков, но который так и не пришел. И вот, наконец, он объявился! Экология – это он! Альтернативные решения – это тоже он! Спасение планеты – это тоже он! Не остается никаких сомнений: дух времени окрашен в зеленый цвет. Окружающая среда станет движущей силой политэкономии XXI века.


7 декабря 1972 года экипажем космического корабля «Аполлон-17» был сделан самый знаменитый снимок планеты Земля, на котором предстал полностью освещенный синеватый шар с рельефными облачными прожилками атмосферы. Этот снимок получил название «The Blue Marble» по названию детской сферической игрушки. То, что раньше оставалось непредставимым, несоизмеримо превышающим возможности человеческого восприятия, теперь казалось хрупкой детской шалостью, марблом, скачущим по космической пустоте. Наступивший «экологический век» неразрывно связан с этим событием, превращающим гигантское и безбрежное в бесконечно малую игрушку, прозрачную и уязвимую перед любыми человеческим манипуляциям. Вся земля теперь у нас в кармане. Повинуясь какой-то древней и заразительной мифологической установке, открывая планетарные процессы, человек инструментализирует стихию. Он становится «бюрократом туманов», вторгается в ход глобального потепления, разгоняет тучи над праздничной Москвой, наблюдает и следит гуглами космоса. Его господство перестает зависеть от оружия в его руках: оно зависит от того, способен ли он сделать всё вокруг оружием. Превратив свой жизненный мир в «окружающую среду», экокапиталистический субъект конкурирует энвайронментами и атмосферами, включается в настоящую гонку экологий, из которой фактическая природа оказывается вытеснена. Сетевая комбинаторика выходит на передний план: человек есть сумма неодушевленных «союзников», потоков внечеловеческих субъективностей, к которым он подключается: «Мы словно бы соседи на планетарном заседании товарищества собственников».

Однако, все главные битвы этого мира оказались нами либо пропущены, либо неосознанны в качестве битв. Так и становление безоговорочного антропоцена только сейчас предъявляет свои последствия. Мы пропустили поворотный момент, когда из деталей различного масштаба, вроде фотографий NASA, вроде хиппи-каталога «The Whole Earth», вроде скандала вокруг «Семьи» Чарльза Менсона сложился новый эко-культурный порядок обезличенной власти климата. В проекте «Перевернутая корзина» Иван Новиков возвращается в середину семидесятых, когда взаимоотношение политики и природы находились в фазе острого взаимодействия. Именно в этот период вспыхнули «генетические» противоречия, лежащие в основе современного «зеленого» мира. Коммунистические силы Красных Кхмеров, ведущие партизанскую войну в джунглях Камбоджи (ими пугали, что они вышли из лесов), предпринимали серию агрессивных захватов, обернувшихся диктатурой, террором и геноцидом. Основным стимулом для красных кхмеров в этой войне было «освобождение деревни» от гнета урбанизации и избавление от отчужденного состояния города западного типа. Средства массовой информации преподносят эту историческую ситуацию как пример преступления против человеческой свободы. Однако это позволяет скрывать другой не менее важный конфликт, идеологически вшитый в историю демократической Кампучии.

Гражданская война и взятие столицы Пномпень 17 апреля 1975 года принадлежит той же логике, в которой человек получает возможность «призывать» природу в качестве своего союзника или однопартийного товарища. Это - реваншизм джунглей, попытка насильственной экотирании, где партизан берет себе в партию саму материю леса и уничтожает на всех уровнях современную урбанистическую цивилизацию. Они манифестировали и убивали от имени крестьянской почвы. Безусловно, «популярная экология» и зеленое сектанство через призывы маргиналов к защите окружающей среды не могут осознать политический характер «джунглей» в армии Пол Пота. Для подобной аналитики требуется политическая экология, мыслящая невидимые силы, будь то погода, туман и чернота леса в качестве политических и социальных актантов. Поразительным образом, к этой политэкологии оказывается близка фигура живописи. В своем смелом исследовании, посвященном алхимии в современном искусстве Джеймс Элкинс пишет: «Подобно художникам, алхимики тратили свои жизни, вглядываясь в сосуды, высматривая цвета, для изменения природы, для объединения элементов, с целью добиться устойчивости, текучести, чтобы окрашивать, сгущать, сублимировать: в действительности, это и есть то, чем занимаются художники». «Смывая» свои холсты, Иван Новиков стремится освободить живопись от подчиненного состояния и перевести ее из объекта (холст, подрамник) в гиперобъект (то, к чему мы подключаемся, а не то, чем мы владеем). Живопись осознается как джунгли, как атмосферное климатическое явление, как мрачный и таинственный активист. В экспозиции выставки «Перевернутая корзина» она подчиняет своей логике символические элементы политической власти природы: так например, мотыга – главное орудие расправы режима кхмеров - предстает как расширение живописного холста. Лиана своим вирусным проникновением превращает технические средства развитой цивилизации в заброшенные руины. В собранных фотоматериалах фигурируют французские конструктивистские постройки, оставленные и поросшие зелеными очагами. Модернистский культ, планирующий покрыть природу серой нейтральностью бетона, встречает здесь стихийное сопротивление. Выставка превращается в активисткий пейзаж, переворачивающий отношения человека и его общественных институтов с природой в противоположную сторону. В конце концов, природа переворачивает «корзину цивилизации».

Парадоксальным образом, ситуация в Камбодже оказывается имманентна самосознанию живописи. Причем аграрная версия маоизма позволяет перевести живопись в состояние политической очевидности-для- себя. Если для конструктивиста и производственника живопись заканчивалась, чтобы уступить место вещам-товарищам (термин А. Родченко) в ходе индустриального производственного процесса, то в ситуации «аграрного единения» с природными ресурсами живопись оказывается в основе «лесного конструктивизма». Задача искусства в этом случае – отыскивать и приводить к прозрачности связи, которые соединяют социальное потрясение, революцию и экологию.

Позиция Клемента Гринберга, несмотря на вполне стихийный характер самого абстрактного экспрессионизма, делала фокус на медиуме картины-как-объекта и плоскостности, тем самым сроднив Гринберга и индустриальный фордизм. Однако, уже постгринбергианский подход Дэвида Джозелита выводит картину из аутичности-в-себе и штучной вещности конвейера. «Состояние современной живописи характеризуется ее возможностью вступать в сети (network)»iv. Этот теоретический переход позволяет построить экологическую историю живописного, на которую опирается художественный метод Ивана Новикова. Как и в случае с камбоджийской трагедией – живопись является политической силой, способной, например, к мести или к спонтанному выходу из лесов. Если предыдущий персональный проект художника обозревал бесконфликтное сосуществование растения и живописного пигмента в выставке «Umwelt», то в «Перевернутой корзине» перед нами активная конфликтная линия, связывающая социальное потрясение, природу и становление современной политической картины мира.

Для современной художественной ситуации живопись – опасный субъект, с одной стороны нейтрализованный гламуром потребления штучности, а с другой стороны – вечный повстанец, скрывающий свои главные силы и ресурсы в материальной непроницаемости природы. Мы приручили живопись, поставив ее на конвейер, но она способна к атаке там, где человек уже не чувствует себя дома, в мрачных лесах и тропических колыбелях. Главный метод Ивана Новикова – смотреть на самое дикое в живописи и отрезать поводок, привязывающий эту стихию к одомашненному состоянию цивилизации.

Борис Клюшников 




Все записи блога

30.10.2017
Новый курс в программе обучения

16.08.2017
Обновленная программа обучения

13.07.2017
Прием заявок на обучение

28.06.2017
Летний интенсив в «БАЗЕ»

20.06.2017
Экскурсия Анатолия Осмоловского по выставке «…ура! Скульптура!»

13.06.2017
Выставка «Ура! Скульптура!» в Санкт-Петербурге

28.02.2017
«Теория Произведения в шести лекциях»

28.07.2016
Прием заявок на обучение 2016 -2018

04.07.2016
Выставка «Сырое/Вареное»

04.06.2016
ЛЕТНИЙ ИНТЕНСИВ

13.12.2015
Презентация книги «90-е, от первого лица»

30.10.2015
И – искусство. Ф – феминизм. Актуальный словарь

22.10.2015
Коллекционирование молодого российского искусства/ проект сотрудничества V-A-C | M HKA

04.10.2015
"Смерть модернизма в России"

14.09.2015
Кафедра Теории

28.07.2015
Прием заявок на обучение

15.07.2015
Вручение дипломов и выпускной Института БАЗА

09.07.2015
Кинофестиваль БАЗЫ

13.05.2015
«Бомба»

28.04.2015
«Военный музей»

16.04.2015
«Перевернутая корзина»

26.03.2015
«ПОРОХ»

13.03.2015
POP-UP GALLERY SWATCH & MMOMA

16.02.2015
Открылась выставка «Футуристическая мимикрия»

15.01.2015
Поездка в Каргополь

22.12.2014
Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского «Рас-членение»

30.09.2014
ЦСИ ВИНЗАВОД и Институт БАЗА представляют выставку «Вечно живой труп»

31.08.2014
До 25 сентября открыт прием заявок

05.08.2014
«База» на Student Art Prom

03.08.2014
Перформанс Никиты Спиридонова и Сони Румянцевой и газета «Базара нет» в рамках Student Art Prom

01.08.2014
Открыт прием заявок

09.07.2014
Приглашаем вас на выставку «Камера хранения.Работы из коллекции Ивана Исаева»

30.06.2014
Приглашаем вас на выставку Наташи Тарр «The only nice things»

16.06.2014
Проект «ЖИВОПИСЬ В КОНТЕКСТЕ ПОСТМОДЕРНА». Дискуссия «РАСШИРЕННАЯ ЖИВОПИСЬ»

13.06.2014
Приглашаем вас на выставку «Баланс» в Random Gallery

27.05.2014
Фотоотчет с перформанса Ирины Петраковой «Eizzil Hctif» в рамках проекта «do it»

20.05.2014
ВНИИССОК | выставка «на районе»

30.04.2014
Приглашаем вас на проект «Do it» (Москва)

20.04.2014
Совместный образовательный проект с Сергеем Поповым

08.04.2014
Фотоотчет с выставки «Живопись расширения»

04.03.2014
Институт «База» и Музей Москвы приглашают вас на выставку «ЖИВОПИСЬ РАСШИРЕНИЯ»

21.02.2014
Фотоотчет с выставки в галерее Iragui

02.02.2014
Приглашаем вас на выставку «Там <…>, где нас нет» в Garage Project Space

25.01.2014
Открытие Философского клуба на ЦСИ Винзавод

17.01.2014
Выставка «Шестое чувство у вас, что ли?» в галерее Iragui

29.12.2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

27.12.2013
Фотоотчет с выставки Анатолия Осмоловского «Изысканный труп и двенадцать самоубийц»

22.12.2013
Однодневная выставка студентов «БАЗЫ» в Музее Москвы

16.12.2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

09.12.2013
Приглашаем вас на презентацию книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ»

21.11.2013
Фотоотчет с дипломной выставки «Наше дело»

24.10.2013
Первая дипломная выставка

26.09.2013
Новый выставочный проект Ивана Новикова

17.09.2013
Фотоотчет с выставки «282013» в Минске

02.09.2013
Студенты «Базы» на сцене Театра.doc

22.08.2013
Студентка института Лета Добровольская приняла участие в городском фестивале современного искусства «Территория совместных действий» в Ростове-на-Дону

08.08.2013
Студент института Николай Сапрыкин принимает участие в выставке «Производственная практика»

05.08.2013
Открыт прием заявок в Институте «База»

30.07.2013
Открытие выставки «В преддверии рая»

29.07.2013
Фотоотчет с выставки «Мастерская 2013» в ММСИ

25.07.2013
2-я часть лекции Анатолия Осмоловского о 55 Венецианской биеннале

24.07.2013
Приглашаем на выставку студентов института

22.07.2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55 Венецианской биеннале

14.07.2013
Студентка института Соня Румянцева принимает участие в выставке «Расширенное кино - 3. Мокьюментари: Реальности недостаточно»

21.06.2013
Выставка студентки Натальи Кучумовой на площадке Старт ЦСИ Винзавод

06.06.2013
Выставка преподавателя института Дмитрия Гутова в ММСИ

03.06.2013
Выставка ректора института Анатолия Осмоловского в Венеции

29.05.2013
Видео выездной лекции в ГТГ на Крымском валу

28.05.2013
Интервью Анатолия Осмоловского для газеты Синефантом

27.05.2013
Afisha.ru поговорила со студентами Базы и Школы им. А. Родченко

26.05.2013
Учебные будни: внутренняя выставка

21.05.2013
25 мая - 4 августа, «Одиннадцать чемоданов в дорогу», выставка работ студентов в Stella Art Foundation

21.05.2013
Ночь в музее 2013: фотоотчет

14.05.2013
Студенты БАЗЫ примут участие в Ночи музеев

22.04.2013
Занятия в Третьяковке на Крымском валу

21.04.2013
Зимние каникулы в Ферапонтово

09.10.2012
Шанхайская биеннале 2012

22.07.2012
Институт БАЗА на Pecha Kucha Night Moscow

20.03.2012
The-village.ru об институте

16.03.2012
Afisha.ru о студентах первого набора

23.02.2012
Интервью Анатолия Осмоловского для сайта Теории и практики