Блог


 

09.09.2020

Анастасия Хаустова о практиках Андрея Ишонина

Анастасия Хаустова рассуждает о художественных практиках Андрея Ишонина. 

 

 

Андрей Ишонин. Сдвиг

 

Если целая сложная жизнь многих людей проходит бессознательно, то эта жизнь как бы не была.

— запись из дневника Льва Толстого 1 марта

1897 года, Никольское

 

Мы уже привыкли к тому, что на любой выставке современного искусства обязательно есть художник и его работы; куратор, который их оформляет; текст как связующее звено между искусством и дискурсом; и конечно набор обязательных дополнений: таблички, вернисаж, белоснежные улыбки, медиатор и немного вина из пластикового стаканчика. Зрители фланируют от работы к работе или от стенда к стенду, скользя по гладкой поверхности предметов искусства, словно прокручивая колесико мышки, спускаясь вниз или вверх по новостной ленте любимой соцсети. Вот здесь — картина, здесь — разворачивается перформанс, а здесь — большой объект, достаточно спектакулярный, чтобы задержать взгляд на подольше. Знакомый художественный критик, встреченный по дороге, обязательно расскажет о том, как правильно смотреть на работу художника или похвастается, что он приобрел на последнем аукционе.

Искусство, существующее в таком конвенциональном потоке, рискует потерять одну из главных своих функций: сообщать зрителю о мире нечто большее, нежели чем-то, что он уже и так прекрасно знает. Или, по крайней мере, думает, что знает. Причиной такой уверенности выступает «автоматизм восприятия», который для русской формальной школы и, в частности, Виктора Шкловского, был тем, что должно преодолеть. Цитируя в своей статье 1917 года «Искусство как прием» Льва Толстого, рассуждающего в дневниках об автоматической уборке помещения («Я обтирал пыль в комнате и, обойдя кругом, подошел к дивану и не мог вспомнить, обтирал ли я его или нет» ( Шкловский В. Самое Шкловское / Искусство как прием. — М.: Редакция Елены Шубиной, 2017), Шкловский приходит к выводу, что автоматизм восприятия позволяет нам уловить лишь поверхность вещи, которая даже не появляется в сознании: «Так пропадает, в ничто вменяясь, жизнь. Автоматизация съедает вещи, платье, мебель, жену и страх войны» (Там же).

Искусство, по мнению Шкловского, как раз и существует для того, чтобы вернуть ощущение жизни и так «почувствовать вещи», чтобы приблизиться к их пониманию и познанию: «Целью искусства является дать ощущение вещи как ви́дение, а не как узнавание» (Там же). Таким образом, основным художественным приемом станет тот, который увеличит трудность и продолжительность восприятия, то есть позволит задержаться на вещи дольше и посмотреть на нее шире и глубже. Этот прием, который Шкловский назовет «остранением», основан на попытке описать вещь, названную другим именем, как в первый раз увиденную. Одним из примеров использования остранения станет определение понятия «сечения» в статье Льва Толстого «Стыдно»: «<…> людей, нарушавших законы, взрослых и иногда старых людей, оголять, валить на пол и бить прутьями по заднице <…> стегать по оголенным ягодицам <…> и почему именно этот глупый, дикий прием причинения боли, а не какой-нибудь другой: колоть иголками плечи или какое-либо другое место тела, сжимать в тиски руки или ноги или еще чтонибудь подобное?» (Там же). Такое остранение, «добираясь до совести», позволяет по-другому взглянуть на устоявшуюся дворянскую практику, сообщая ей новые качества: жестокость, абсурдность и стыд.

Как можно сообщить эту странность там, где оригинальность поставлена на поток и где каждое новое произведение искусства, даже когда новизна невозможна, стремится войти в архив культуры, не терпящий повторений? Объекты Андрея Ишонина — это примеры шизо-вещей, которые пересобирают привычные нам образы, остраняя их, и позволяют столкнуться с новыми, ранее не испытанными, впечатлениями и ассоциациями.

Эти бессмысленные на первый взгляд объекты могут стать вместилищем любого смысла, однако главная их функция — возвращать нас обратно к самой сути вещей. Например, «Кухонная подставка» из художественных кистей, использованных не по назначению, абсурдизирует сам пафос прагматики и полезности искусства. «Слепок дыхания. Выдох», который должен быть легким и невесомым, как у Кляйна  — отсутствующим, у Ишонина превращается в 4-х килограммовый объект из карбоната кальция. Нелепая «Шапочка из макарон» может сойти за митру пастафарианского патриарха, однако до функциональности и шапки, и макарон ей очень и очень далеко.

Именно сдвиг знаменует переход от обыденного восприятия к восприятию осознанному, включенному. Искусство Ишонина — это искусство микро-сдвигов, сообщающих повседневности что-то неестественное, и, таким образом, вытесняющих нас за ее границы. Как в философии Александра Пятигорского: «Сдвиг — это смещение или даже смена фокуса

восприятия, когда все знаемое (и незнаемое) ранее предстает в ином свете, совсем не так, как прежде» (Мелихов Г. Сдвиг и осознавание. А. Пятигорский о философии одного переулка // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. — 2011. — Т. 153, кн.1.). Его «Устав для индивидуального члена класса по выработке очуженного мышления» (Пятигорский А. Устав для индивидуального члена класса по выработке очуженного мышления) прежде всего нацелен на достижение такого состояния сознания, при котором свое мышление волевым усилием преобразуется в чужое. Такое состояние сознания и называется осознанностью, в нем мы как бы смотрим на свое мышление со стороны, а значит, фиксируем ошибки, запоминаем ход. При его наличии Лев Толстой не забыл бы, обтер он пыль на диване или нет. Для выхода из автоматизма восприятия как раз и нужно совершить этот сдвиг, перемену ума — древнегреческую μετάνοια, разделиться на себя и чуждого себе, ознаменовав тем самым всестороннюю открытость миру в его многообразии и готовность сообщить каждой вещи ее место и значение.

Подход Ишонина основан на постоянной рефлексии собственного положения и истока создаваемых произведений. Отсюда вытекает сверхъестественная важность текста, которым он сопровождает большинство своих работ, и речи, которая является главной функцией Ишонина-медиатора. Словно на сеансе психоанализа, он пытается посмотреть на свои эмоции, впечатления и тревоги со стороны: «Я художник, который, может быть, и беспомощный в физическом измерении, но точно не готовый мириться с устоявшимся положением дел умственно. Поэтому на fb-странице Андрея Ишонина (меня как героя-персонажа) — человека, страдающего от депрессии и социального угнетения — регулярно появляются в постах документации небольших художественных проектов, которые он (то есть я), как кажется, сделал за тот единственный в сутки час, свободный от тотального отчуждения» (Ишонин А. Заявление художника // Сайт художника, доступно по http://www.ishonin.com/). Интересно, что именно отчуждение позволяет «сдвинуться», обнаружив в этом редком и коротком часу свою жизнь в искусстве как в открытости и в том, ради чего, возможно, только и стоит жить. Конвенциональному художественному сценарию закрыт доступ к другому и чужому как носителям остранения, следовательно — закрыт и выход к смыслу вещей. 

«Вещи не случайны в том, что они есть вместо того чтобы им не быть» (Бибихин В. Узнай себя. — Спб.: Наука, 1998.). Фланер, озабоченный своим поверхностным впечатлением, всегда рискует пройти мимо того, что просит его пристального взгляда. Нонспектакулярная требовательность объектов Ишонина, которая обнаруживает себя в микро-сдвигах, возвращает нас в том числе и к себе. Ведь и мы не случайны в том, что мы есть, вместо того, чтобы нам не быть.

Анастасия Хаустова  

 

Иллюстрации: фото из архива Андрея Ишонина



Все записи блога

23.11.2020
Ян Гинзбург — лауреат 1 Московской Арт Премии

22.10.2020
Сайт спецпроекта «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция»

15.10.2020
Специальный проект — реконструкция «Закрытой рыбной выставки»

24.08.2020
Набор в Институт «БАЗА» на 2020/2022 год

22.09.2020
Выставка студентов института «БАЗА» в пространстве CUBE

09.09.2020
Анастасия Хаустова о практиках Андрея Ишонина

08.09.2020
Выставка Андрея Ишонина «4276 3801 7326 7720 Сбер»

12.06.2020
Презентации третьего бюллетеня «Термит»

03.06.2020
Перформанс ПОСЫЛ > < ВОЗВРАТ — глава вторая

27.05.2020
Веб-зин Ok, BASIC

17.03.2020
Институт «БАЗА» перешел на онлайн-обучение

27.02.2020
Жан-Юбер Мартен в институте «БАЗА»

20.02.2020
Курс «Research based art» Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова

11.12.2019
Презентации второго бюллетеня «Термит»

03.10.2019
Дэвид Джозелит в институте «БАЗА»

15.08.2019
Набор в институт «БАЗА» 2019/2021

07.08.2019
Летний интенсив в институте «БАЗА»

21.07.2019
Новый набор

19.06.2019
Беднейший класс: животные

13.05.2019
Винзавод.Open

11.12.2018
Конференция «Фигуры власти, коды регрессии»

19.11.2018
«ПРОСТЫЕ ЦИФРЫ»

16.07.2018
Прием заявок на обучение

26.06.2018
«Странное, потерянное, неувиденное, бесполезное»

26.01.2018
Вера Трахтенберг «Новые концепции арт-системы»

30.10.2017
Новый курс в программе обучения

16.08.2017
Обновленная программа обучения

13.07.2017
Прием заявок на обучение

28.06.2017
Летний интенсив в «БАЗЕ»

20.06.2017
Экскурсия Анатолия Осмоловского по выставке «…ура! Скульптура!»

13.06.2017
Выставка «Ура! Скульптура!» в Санкт-Петербурге

28.02.2017
«Теория Произведения в шести лекциях»

28.07.2016
Прием заявок на обучение 2016 -2018

04.07.2016
Выставка «Сырое/Вареное»

04.06.2016
ЛЕТНИЙ ИНТЕНСИВ

13.12.2015
Презентация книги «90-е, от первого лица»

30.10.2015
И – искусство. Ф – феминизм. Актуальный словарь

22.10.2015
Коллекционирование молодого российского искусства/ проект сотрудничества V-A-C | M HKA

04.10.2015
"Смерть модернизма в России"

14.09.2015
Кафедра Теории

28.07.2015
Прием заявок на обучение

15.07.2015
Вручение дипломов и выпускной Института БАЗА

09.07.2015
Кинофестиваль БАЗЫ

13.05.2015
«Бомба»

28.04.2015
«Военный музей»

16.04.2015
«Перевернутая корзина»

26.03.2015
«ПОРОХ»

13.03.2015
POP-UP GALLERY SWATCH & MMOMA

16.02.2015
Открылась выставка «Футуристическая мимикрия»

15.01.2015
Поездка в Каргополь

22.12.2014
Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского «Рас-членение»

30.09.2014
ЦСИ ВИНЗАВОД и Институт БАЗА представляют выставку «Вечно живой труп»

31.08.2014
До 25 сентября открыт прием заявок

05.08.2014
«База» на Student Art Prom

03.08.2014
Перформанс Никиты Спиридонова и Сони Румянцевой и газета «Базара нет» в рамках Student Art Prom

01.08.2014
Открыт прием заявок

09.07.2014
Приглашаем вас на выставку «Камера хранения.Работы из коллекции Ивана Исаева»

30.06.2014
Приглашаем вас на выставку Наташи Тарр «The only nice things»

16.06.2014
Проект «ЖИВОПИСЬ В КОНТЕКСТЕ ПОСТМОДЕРНА». Дискуссия «РАСШИРЕННАЯ ЖИВОПИСЬ»

13.06.2014
Приглашаем вас на выставку «Баланс» в Random Gallery

27.05.2014
Фотоотчет с перформанса Ирины Петраковой «Eizzil Hctif» в рамках проекта «do it»

20.05.2014
ВНИИССОК | выставка «на районе»

30.04.2014
Приглашаем вас на проект «Do it» (Москва)

20.04.2014
Совместный образовательный проект с Сергеем Поповым

08.04.2014
Фотоотчет с выставки «Живопись расширения»

04.03.2014
Институт «База» и Музей Москвы приглашают вас на выставку «ЖИВОПИСЬ РАСШИРЕНИЯ»

21.02.2014
Фотоотчет с выставки в галерее Iragui

02.02.2014
Приглашаем вас на выставку «Там <…>, где нас нет» в Garage Project Space

25.01.2014
Открытие Философского клуба на ЦСИ Винзавод

17.01.2014
Выставка «Шестое чувство у вас, что ли?» в галерее Iragui

29.12.2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

27.12.2013
Фотоотчет с выставки Анатолия Осмоловского «Изысканный труп и двенадцать самоубийц»

22.12.2013
Однодневная выставка студентов «БАЗЫ» в Музее Москвы

16.12.2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

09.12.2013
Приглашаем вас на презентацию книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ»

21.11.2013
Фотоотчет с дипломной выставки «Наше дело»

24.10.2013
Первая дипломная выставка

26.09.2013
Новый выставочный проект Ивана Новикова

17.09.2013
Фотоотчет с выставки «282013» в Минске

02.09.2013
Студенты «Базы» на сцене Театра.doc

22.08.2013
Студентка института Лета Добровольская приняла участие в городском фестивале современного искусства «Территория совместных действий» в Ростове-на-Дону

08.08.2013
Студент института Николай Сапрыкин принимает участие в выставке «Производственная практика»

05.08.2013
Открыт прием заявок в Институте «База»

30.07.2013
Открытие выставки «В преддверии рая»

29.07.2013
Фотоотчет с выставки «Мастерская 2013» в ММСИ

25.07.2013
2-я часть лекции Анатолия Осмоловского о 55 Венецианской биеннале

24.07.2013
Приглашаем на выставку студентов института

22.07.2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55 Венецианской биеннале

14.07.2013
Студентка института Соня Румянцева принимает участие в выставке «Расширенное кино - 3. Мокьюментари: Реальности недостаточно»

21.06.2013
Выставка студентки Натальи Кучумовой на площадке Старт ЦСИ Винзавод

06.06.2013
Выставка преподавателя института Дмитрия Гутова в ММСИ

03.06.2013
Выставка ректора института Анатолия Осмоловского в Венеции

29.05.2013
Видео выездной лекции в ГТГ на Крымском валу

28.05.2013
Интервью Анатолия Осмоловского для газеты Синефантом

27.05.2013
Afisha.ru поговорила со студентами Базы и Школы им. А. Родченко

26.05.2013
Учебные будни: внутренняя выставка

21.05.2013
25 мая - 4 августа, «Одиннадцать чемоданов в дорогу», выставка работ студентов в Stella Art Foundation

21.05.2013
Ночь в музее 2013: фотоотчет

14.05.2013
Студенты БАЗЫ примут участие в Ночи музеев

22.04.2013
Занятия в Третьяковке на Крымском валу

21.04.2013
Зимние каникулы в Ферапонтово

09.10.2012
Шанхайская биеннале 2012

22.07.2012
Институт БАЗА на Pecha Kucha Night Moscow

20.03.2012
The-village.ru об институте

16.03.2012
Afisha.ru о студентах первого набора

23.02.2012
Интервью Анатолия Осмоловского для сайта Теории и практики